В мире изобилия онлайн-курсов и информации в любом ее виде существует большой соблазн чему-то поучиться. На этом соблазне зависимые от обучения (типа меня) теряют много денег и времени. А главное, не приобретают никаких практических знаний.
Я уже писала статьи на тему осознанного обучения и силы неидеального старта. Сегодня я хочу дополнить эту тему новыми мыслями.
Обучение как отмазка для прокрастинации
Зачастую мы используем необходимость обучения как причину для того, чтобы не начинать дело: «сначала нужно выучиться, получить образование, а потом пойти на работу». Но это тупиковый путь. Пока вы учитесь, знания устаревают, да и вы их не приобретаете без практики.
Сейчас провожу проблемные интервью (общаюсь с аудиторией моего проекта об их проблемах), и очень многие сталкиваются с проблемой устаревания знаний.
Кто-то, пока учится, понимает, что эти знания уже давно устарели и будут не нужны в современном мире. Кто-то выучился, но затем не сразу пошел работать по специальности, а через пару лет обнаружил, что требования к специалистам полностью поменялись, и приходится изучать новый стек технологий.
Альтернативный вариант, наиболее подходящий под современный мир, — сначала выяснить, что нужно для того, чтобы начать практиковать какую-то деятельность. Затем изучить это, получить работу и решать вопросы по мере их поступления. То есть, учиться, исходя из задач.
Если идти по первому сценарию, через 4 года обучения вы закончите университет и сможете устроиться на стажировку или позицию junior’а (начинающий специалист). Второй вариант позволит вам за те же 4 года стать как минимум middle (средним) специалистом или даже senior (гуру), если очень постараться. Этот подход позволяет сэкономить 3-4 года жизни и побыстрее придти к своим финансовым целям.
Обучение, исходящее из задач
Раньше, когда у меня было много свободного времени и не было «дела жизни», я много училась разным вещам. И это было неэффективно, потому что некоторые приобретенные знания я не могла применять на практике из-за отсутствия запроса — не было кейсов и места этим знаниям.
Сейчас у меня нет времени структурно подходить к изучению разных областей. Я стала отталкиваться от задач, и это оказалось гораздо удобнее. Например, в своей жизни я проходила несколько бизнес-курсов, но все никак не могла запомнить метрики юнит-экономики. А когда у меня появилась такая задача, я столкнулась с необходимостью построить фин.модель для привлечения инвестиций в проект, то за пару дней научилась это делать и на своем примере все поняла.
Обучение должно быть осознанным
Идея профилактики и предотвращения проблемы кажется заманчивой, но она не имеет смысла в быстро развивающимся мире.
В здоровье профилактика безусловно нужна, но, например, при создании бизнеса — нет. Продуктивнее брать и начинать делать дело, а по пути учиться строить команды, проверять гипотезы и управлять проектами, чем заранее проходить какие-то курсы по бизнесу или получать MBA.
В целом, любая деятельность и обучение должно быть осознанным, должно отвечать и решать определенную проблему. Если нет проблемы, то и не надо учиться и внедрять себе что-то, так как это все равно скорее всего не приживется.
Стоит решать проблемы по мере их поступления. То есть, не надо готовиться к пока еще несуществующим проблемам, ваша подготовка может только отвлечь вас от того, чтобы эту проблему приобрести. И в итоге, вы потратите время и деньги, но так никогда и не получите пользу от этих инвестиций.
Нет смысла приобретать какой-то навык, если он не требуется вам здесь и сейчас. Развивать свои софт-скиллы — это здорово. Но без практики и мотивации, скорее всего, их не получится прокачать. И так не только с практическими навыками, но и с теоретическими знаниями. Единственное исключение: общеобразовательные вещи, хотя и для них можно придумать применение.
При этом, если у вас получается совмещать в своей жизни все, что хочется, и при этом здорово расти в разных сферах своей жизни, то можете в свободное время расширить свой кругозор обучением. Но, в данном случае, обучение станет вашим развлечением. Продуктивным и повышающим качество жизни, но все же развлечением.
Когда нужна личная эффективность?
Точно так же и с навыком личной эффективности. Многим он не нужен. Мне странно это писать, так как я пропагандирую проактивный подход к жизни и постоянно говорю о пользе эффективности.
Но недавно я поняла, что у личной эффективности, как и у всего остального, тоже есть своя целевая аудитория. И как бы я не хотела сделать всех людей эффективными и полезными, ничего не выйдет. У большинства людей нет таких задач, с которыми помогла бы справиться личная эффективность.
Тайм-менеджмент, управление финансами и информацией нужны всем — это так, в идеальном мире. Но в реальном мире, многим не нужно учиться и начинать управлять своим временем, так как в их жизни нет цели.
Задача первостепенна. Тайм-менеджмент не вдохновит переосознать свою жизнь или найти в ней смысл, но он может помочь, если смысл уже есть. Финансовая грамотность поможет распоряжаться даже маленьким бюджетом так, чтобы позволять себе то, что хочется. Но если ничего не хочется, и человек живет в хаосе, то она не приживется.
Таким образом, личная эффективность нужна только тогда, когда есть запрос — например, вам хочется успевать делать больше рабочих задач, или больше жить, больше или качественнее проводить время с близкими. И точно так же с другими навыками и знаниями.
Несмотря на мою любовь к обучению, теперь я стараюсь сузить спектр знаний и навыков до тех, которые могу практиковать уже сейчас. К счастью, с моей разносторонней деятельностью, таких тем много, поэтому скучать не приходится.
Ссылка на источник: https://t.me/lifeasproject