fbpx

Уровни управления знаниями

Время чтения: 8 мин
Уровни управления знаниями

Информация и идеи — это строительные блоки нашей реальности. Их стало слишком много, но если научиться ими управлять и грамотно использовать наш интеллектуальный капитал, наш мир станет гораздо лучше — лично наша жизнь и весь мир в целом. Рассказываю об уровнях управления информации и плюсах создания второго мозга для этого.

Уровни управления знаниями

Второй мозг — это помощник первому мозгу

Он помогает разгрузить голову для большего креатива, фокуса и эффективной работы мозга. Второй мозг — специальная система управления информацией. Он позволяет собирать, организовывать и использовать всю информацию, которая приходит к вам в течение дня: идеи, мысли, советы людей, информация из всех источников.

Представьте, что все ваши документы, электронные заметки, фотографии, сохранненые веб-страницы, скриншоты, файлы, вручную написанные заметки, голосовые записи и заметки по книгам остаются сохраненными и связанными между собой в специальной системе, что позволяет вам в любой момент найти нужное и использовать для своих целей. Это и есть ваш второй мозг.

Начать управлять знаниями можно с простого шага: записывать и выгружать из головы все то, что можно записать в какой-либо форме. После этого шага можно перейти к следующим уровням управления знаниями, о которых я расскажу ниже.

Зачем нужен второй мозг?

Идеи представляют собой одну из самых мощных сил в современном мире. Идеи являются строительными блоками современного мира. Они ежедневно определяют наше мышление и поведение. Мы зависим от новых идей для улучшения нашего здоровья, продуктивности и отношений, для понимания различных концептов мира и для актуализации нашего восприятия.

Самым важным фактором нашей эффективности, нашего влияния и нашего будущего является воплощение новых идей в жизнь. Но несмотря на доступность знаний, нам по-прежнему трудно претворить их в жизнь — учиться, вводить новшества и разрабатывать новые способы мышления и работы. Наш прогресс как личностей и как всего человечества зависит от нашей способности превращать наши знания в конкретные результаты в реальном мире.

Наше общество нуждается в смене парадигмы отношения к информации. Больше не нужно воспринимать информацию через дефицит, контроль и потребление. Восприятие информации должно смениться с дефицита на изобилие. Если мы хотим добиться успеха в современном мире, нам необходимо превратить информацию из источника стресса и неопределенности в источник творчества и изобилия. Нам нужно научиться перемещаться по информационной волне, а не тонуть в ней.

Сила в обмене идеями, а не их накоплении. Дефицитное мышление прошлого заставляло прятать и защищать наши идеи. Но сегодня сила и влияние приходят от отдачи — когда мы делимся своими идеями, а не храним их в секрете. Творчество больше не ограничивается избранными — оно открыто для всех, у кого есть смелость, чтобы поделиться своей работой с миром. Мы все можем стать творцами идей, которые больше всего хотим видеть в мире.

У каждого есть возможность улучшить свое мышление с помощью технологий. Мы все чувствуем необходимость постоянно учиться и совершенствоваться, но многое из того, что мы потребляем, не сохраняется ни в какой форме. С появлением современных технологий у всех нас появилась возможность делегировать запоминание компьютеру и даже использовать его для улучшения и расширения нашего мышления. Имея инструменты для запоминания и размышлений в компьютере, мы можем посвятить свой разум творчеству и созданию уникальных идей, на которые способны только мы.

Построение второго мозга позволяет развивать первый мозг. Более совершенные инструменты мышления позволят нам быть эффективнее и полезнее для окружающего мира. Второй мозг берет на себя бремя запоминания фактов и деталей, поэтому мы можем свободно воображать, творить и наслаждаться жизнью. Конечная цель второго мозга — заставить наши идеи работать на нас, чтобы мы могли жить более полноценной и значимой жизнью.

Управление знаниями

Я писала уже несколько статей об этапах организации информации и работы с ней по системе GTD. Но помимо практичных навыков, полезно понять теорию процесса управления информацией. Вот 4-этапный процесс этого навыка по мнению Тиаго Форте:

  • Хранение: сохранение ценной информации из интернета и окружающего мира вокруг вас.
  • Организация: разбивание этой информации на небольшие части и их подготовка для дальнейшего использования.
  • Дистилляция: извлечение фрагментов знаний, наиболее важных для ваших текущих целей.
  • Выражение: превращение ваших знаний в творческий результат, оказывающий влияние на других.

Чтобы определить на каком уровне вы находитесь, прочтите их описание ниже и выберете тот, который больше всего соответствует вашему текущему опыту.

Уровни управления знаниями

Уровень 1: Хранение информации

На первом уровне вы используете программы на своем компьютере или приложении на телефоне для получения, редактирования и отправки информации (например, по электронной почте, через календари или браузер). У вас есть базовое представление о том, как работают эти программы, и вы чувствуете себя комфортно, используя их в повседневной жизни.

Вы организуете свои файлы, используя иерархию по умолчанию, которая предлагается самой программой. Например, в папке Документы с вложенными папками внутри. Вы можете чувствовать себя некомфортно при сохранении файлов, потому что не знаете, как и когда снова их увидите. Но вы достаточно уверены, что сможете найти свои самые важные файлы, когда они вам понадобятся.

Вы делаете заметки на своем смартфоне, в основном для разовых практических задач, таких как ведение списка покупок, заметки с встречи, звонка или сохранение закладок с сайтов. Вы даже можете время от времени сохранять заметки из источников, которые используете, например из книг или подкастов, но не как их не обрабатываете.

Уровень 2: Организация информации

Вы начали собирать не только фактическую информацию, но и идеи и мысли: уроки, которые вы усвоили; идеи, которые у вас были; цитаты, которые нашли отклик; связи между идеями; метафоры и аналогии; наблюдения и личные размышления. Вы собираете как идеи из ваших собственных мыслей, так и из внешних источников.

У вас есть четкое представление о том, как и где сохранять файлы. Цифровые заметки в той или иной форме являются важной частью вашей повседневной жизни, и вам нравится собирать информацию из самых разных источников, таких как документы, книги, статьи, фотографии, рисунки, снимки экрана, визитные карточки, видео или рецепты. Вы используете свои устройства, как и все остальные люди, но вы не просто потребляете информацию — вы собираете лучшее из того, что находите в своей личной библиотеке знаний.

На этом уровне ваши заметки начинают работать как мысленный партнер, напоминая вам о вещах, которые вы полностью забыли, и обнаруживая неожиданные связи между идеями. Акцент смещается со сбора дополнительной информации на использование уже имеющихся знаний. Вы регулярно совершенствуете свои инструменты управления знаниями и проводите небольшие эксперименты, чтобы найти более эффективные способы работы.

На этом уровне, обслуживание вашей системы высвобождает больше времени и энергии, чем требуется для самого обслуживания. Ваш разум более ясен и способен сосредоточиться, потому что вы знаете, что все важное надежно сохраняется. У вас есть четкое представление о том, как информация проходит через вашу систему и в конечном итоге становится чем-то материальным.

Уровень 3: Дистиляция информации

Вы начали переключать свое внимание с мира идей на мир действий. Вам нравится генерировать идеи, но вы хотите, чтобы эти идеи проявлялись в реальном мире. Вы стремитесь использовать свои знания для ощутимого улучшения своего обучения, здоровья, карьеры, бизнеса и общества.

Становитесь более разборчивыми и избирательными в отношении потребляемой информации, решительно предпочитая только самые качественные и достоверные источники, которые напрямую связаны с вашими целями. Вы используете свои заметки для выполнения более амбициозных и сложных проектов, чем вы могли бы справиться самостоятельно. Вы значительно более продуктивны, креативны и расслаблены, чем были бы, опираясь только на свой мозг.

На этом уровне вы прикладываете столько же творчества к работе вашей системы, сколько и к знаниям, которые она содержит. Вы часто удивляете себя новыми творческими способами использования заметок или обнаруживаете, что они подталкивают ваше мышление к новым направлениям. Вы меняете способ своей работы, чтобы как можно глубже интегрировать свою систему управления знаниями в свое мышление из-за невероятных возможностей, которые она дает вам.

Преимущества вашей системы выходят за рамки ваших личных целей и начинают влиять на людей вокруг вас. Вы делитесь своими наиболее ценными знаниями в конкретной форме, например, через свой сайт, блог, подкаст соцсети или продукт. Это значит, что вы постоянно привлекаете новые возможности и сотрудничаете с другими людьми, когда они сталкиваются с вашей работой. 

Взаимодействие с вашей системой ведения заметок приносит вам чувство волнения и вдохновения. У вас есть полная уверенность в том, что вы можете взять любую информацию, разбить ее на мелкие части и подготовить их для быстрого поиска в будущих проектах. Вы понимаете как сильные, так и слабые стороны своей системы, и знаете, как использовать систему для ее улучшения. Вы спокойны и уверены, что не несете единоличную ответственность за все мысли и записи.

Ваша система управления знаниями дает вам уверенность в том, что у вас есть более чем достаточное количество вспомогательных материалов для всего, чем вы хотите заниматься. У вас появляется свобода заниматься самыми захватывающими, вдохновляющими и важными занятиями, которые только можно придумать.

Уровень 4: Выражение информации

Последний уровень никогда не заканчивается — это бесконечный горизонт возможностей, простирающихся в любом направлении, в котором вы хотите двигаться.

Ваши знания работают как система, превышающая сумму ее частей, добавляя новый материал и легко сортируя и перерабатывая его для поддержки ваших долгосрочных проектов и целей. Ваш «второй мозг» постоянно выводит данные во внешний мир в форме документов, эссе, резюме, дизайнов, видео, презентаций и многого другого. Вы используете эти артефакты, чтобы приводить убедительные аргументы, привлекать людей к своему делу и создавать безупречную репутацию новатора и лидера. Ваша система постоянно развивается и совершенствуется, используя идеи, с которыми она сталкивается, по-видимому, сама по себе.

Все ваши цифровые инструменты интегрированы и работают без сбоев, требуя лишь редкого вмешательства с вашей стороны. Они работают вместе, чтобы совершать творческие прорывы. Вы можете полностью сосредоточиться на том, что привлекает ваше внимание, потому что практически вся ваша незавершенная работа осуществляется вне вашей головы. И вы практически неуязвимы для проблем и можете добиться прогресса в любое время и в любых условиях.

Вы используете свой второй мозг не только для приобретения знаний, но и для получения совершенно новых навыков и возможностей. Вы знаете, что накапливаете не только бесценный интеллектуальный капитал, но и энциклопедию неявных и эмпирических знаний, уникальных для вас. Это неявное знание позволяет вам «бить выше своего интеллектуального веса», надежно создавая решения, которые другие не могут имитировать.

В конце концов, вы также овладеваете потоком информации, происходящим внутри вас, — своими мыслями, чувствами, интуицией и желаниями. Вы используете свою систему для изучения своей личности. Ваши записи отслеживают закономерности в вашем мышлении и обучении с течением времени, помогая вам понять свою собственную эволюцию и направить ее в нужную сторону. Иногда вас охватывает чувство трепета перед красотой и элегантностью созданной вами системы — на что она способна, что ей известно и как все это работает вместе.

Идеи проходят через оба ваших разума, наполняя вас ощущением силы и потенциала. Вы контролируете свой опыт, формируя и настраивая потоки информации. Живете вы в состоянии изобилия — идеи приводят к еще большему количеству идей. Вы понимаете, что чем больше вы отдаете, тем больше к вам возвращается. Вы можете позволить себе быть щедрым, потому что вам ничего не нужно, и вы никогда не сможете исчерпать источник творчества внутри и вокруг себя.

У вас возникает ощущение, что вы играете в самую веселую и захватывающую игру в мире. По мере того, как вы учите этому других, игра становится еще веселее и еще более реальной. Вы не можете потерпеть неудачу, потому что неудача — это просто дополнительная информация, которая превращается в топливо для вашего творческого процесса.

Резюме

Общечеловеческий прогресс зависит от воплощения наших идей в жизнь, а научиться управлять ими вполне реально. Обуздать знания поможет создание второго мозга — электронной системе, которая будет помогать вам думать, пользоваться полученными знаниями, генерировать новые идеи и обучать других.

Ссылка на источник: https://t.me/lifeasproject

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Поделиться vk
Поделиться facebook
Поделиться pinterest
Поделиться twitter
Поделиться tumblr
Поделиться odnoklassniki
Поделиться telegram
Поделиться whatsapp

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: