Чтобы сделать комфортным ваше пребывание здесь, сайт использует файлы cookie
Учимся минимализму у восточных мудрецов

Учимся минимализму у восточных мудрецов

Швеция, Норвегия, Дания  или Япония — страны, которые первыми приходят на ум, когда речь заходит о минимализме. Мы ищем вдохновение или практические советы в основном из скандинавских источников, ведь сегодня именно скандинавский минимализм является своего рода эталоном.

Однако, за многие столетия до того, как мы начали называть себя минималистами, совсем не в Европе, а на мусульманском Востоке существовали люди, постигшие идеальный минимализм и в вещах, и в мыслях. Но, казалось бы, мусульманские страны ассоциируются с минимализмом в последнюю очередь: обилие красок, замысловатые орнаменты, роскошные ткани и драгоценные камни выглядят, бесспорно, красиво, но совсем не минималистично.

Тогда кто же эти минималисты Востока?

Суфии — последователи мистико-аскетического течения в Исламе, представители которого постигают Бога через любовь.

За века до нас эти мудрецы  познали главную для всех суфиев мысль — гармония живет в отказе от излишеств. Они избавлялись от отрицательных мыслей и  ненужных вещей, чтобы освободить в своей жизни место для любви к миру. Именно они сформировали принципы минимализма до того, как мы стали увлеченно рассматривать красивые белоснежные интерьеры и читать статьи об эффективном расхламлении.

Конечно, мы не суфии. И многие из нас не стремятся к тому уровню развития личности, который был у этих мудрецов. Возможно, нам это и не нужно. Но всем нам необходимо вдохновение, чтобы укрепиться в своих устремлениях на пути  к минимализму. И эссенция из размышлений суфиев подходит для этого как нельзя лучше: достаточно лишь мысленно поменять слово «суфизм» на «минимализм».

Итак, погружаясь в мистический, далекий мир суфийской традиции, мы находим изречение неизвестного мыслителя:

«Суфизм не постигнешь, выслушивая проповеди, и в некоторых случаях ему обучают на примерах и при помощи наставлений, которые недоступны для обычных органов восприятия».

Если мы заменим слово «суфизм» на «минимализм», то сразу поймем, что нам никогда не стать настоящими минималистами, пока мы не придем к осознанию, что жить иначе мы не можем и не хотим. Как бы нас ни уговаривали, как бы прекрасны ни были статьи об умеренности, пока минимализм не станет для нас единственным возможным образом жизни в гармонии, минималистами мы не станем. Это состояние своего рода просветление: в один момент мы смотрим на свою жизнь и понимаем, что  по-настоящему жить нам мешает хлам и мысли-паразиты. Здесь мы переходим к мысли писателя XX века афганского происхождения Идриса Шаха:

«Человек спит, но пробудиться он должен правильным образом. Помимо прочего, необходимо обладать средствами извлечь пользу из своего пробуждения».

Приход к минимализму нередко похож на пробуждение: мы словно стряхиваем с себя остатки сна и обнаруживаем, что задыхаемся от обилия вещей. Но мало это просто осознать, нужно с толком подойти к процессу возрождения, не боясь трудностей на новом пути.

Персидский поэт-суфий Саади говорил:

«Я видел араба, жителя пустыни, сидящего в компании ювелиров. Он рассказывал: «Однажды я заблудился в пустыне, и у меня закончились все припасы. Казалось, мне не избегнуть гибели, как вдруг я заметил набитый матерчатый мешок. Никогда мне не забыть той радости и ликования, которые я ощутил при мысли, что это сушеные зерна, и отчаяния, когда я обнаружил, что мешок полон жемчуга».

Как бы ни была прекрасна та или иная вещь, если она нам не нужна, то и радости от неё нет. Окружая себе нужными вещами, мы становимся счастливее. Однако это не значит, что от приятных мелочей стоит вовсе отказаться. Мы не дервиши, так что оставим за собой право на простые мирские слабости.

Одно из главнейших достижений на пути к гармонии – это избавление от зависимостей: от вещей, от деструктивных мыслей, которые нарушают душевный покой. Об этом высказался мыслитель Сумнун. На вопрос о том, что такое суфизм он ответил:

«Суфизм означает, что ты ничем не владеешь, и ничто не владеет тобой».

Аналогично может звучать и определение минимализма. Тяжело двигаться вперед, когда от каждой вашей вещи и от каждой  мысли к вам тянется цепь: избавление от лишнего освобождает.

Учимся минимализму у восточных мудрецов

В свою очередь персидские суфии Аль-Худжвири и Аль-Газали проясняют ситуацию с часто задаваемым вопросом: «Не связан ли минимализм с бедностью, когда ограниченное количество вещей есть следствие невозможности их приобретения?» Или, напротив: «Минимализм — причуда богатых?»  Вот как ответили на эти вопросы восточные мыслители:

«Дервиши (они же суфии)» — это термин, указывающий на священную нищету: «нищий — это не тот, кто лишен пропитания, а тот, чья природа лишена желаний». Аль-Худжвири

« —  Оказывают ли деньги воздействие на сердца образованных людей?

—  Если деньги могут оказать воздействие на их сердца, значит, они не образованны».

Аль-Газали

Здесь мы понимаем, что бедны мы или богаты, а минимализм все равно личный выбор. Ни образование, ни бедность, ни богатство не являются предпосылками к разумному потреблению. Также Аль-Худжвири и Аль-Газали напоминают нам, что минимализм на одном из своих уровней —  философия. Чтобы приблизиться к минимализму, нам нужно расти в том числе и духовно, при этом не исключая и бытовой составляющей этого образа жизни.

Еще одно изречение Аль-Газали, в котором персидский философ очень лаконично и доступно передал суть всего мироздания:

«Только то, что не может быть потеряно при кораблекрушении, принадлежит тебе».

Сколько бы мы ни покупали, сколько бы ни гнались за земными благами, по-настоящему своё никто купить не может: мы приобретаем свои истинные сокровища лишь благодаря личностному развитию.

Суфизм — богатейший источник знаний для всех областей жизни. Это таинственное, полное мудрости течение духовно обогатит каждого, кто к нему обратится. Потому в конце этого длинного рассуждения хотелось бы привезти одну из самых простых, и в то же время важных мыслей, которая подытожит всё, о чем так много написано выше. Баязид Бистами говорил:

«Нет ничего лучшего для человека, чем быть безо всего: ни аскетизма, ни теории, ни практики. Когда он безо всего, он со всем».

На пути к минимализму мы не должны избавляясь от одной зависимости, приобретать другую. Сначала мы гонимся за вещами, потом за их отсутствием — в обоих вариантах загоняя себя в угол. Пусть ваш путь к минимализму будет легким, освободительным путешествием к самому себе, а наши мудрые предшественники вдохновят вас на это приключение.

Автор: Алёна ЛевашоваЧерникова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Корзина Close (×)

Ваша корзина пуста
Просмотр магазина
STAY SIMPLE
Воскресная вдохновляющая рассылка: анонсы статей, новости и другая информация о минимализме.
STAY SIMPLE
Воскресная вдохновляющая рассылка: анонсы статей, новости и другая информация о минимализме.
Чат-бот Minlife
Рабочая тетрадь «Минимализм как инструмент изменения жизни» и разбор «5 ошибок, которые совершает каждый в минимализме» Записи прямых эфиров Обои на рабочий стол для телефона Еженедельная вдохновляющая рассылка Stay Simple и многое другое
Чат-бот Minlife
Рабочая тетрадь «Минимализм как инструмент изменения жизни» и разбор «5 ошибок, которые совершает каждый в минимализме» Записи прямых эфиров Обои на рабочий стол для телефона Еженедельная вдохновляющая рассылка Stay Simple и многое другое
Чат-бот Minlife
Рабочая тетрадь «Минимализм как инструмент изменения жизни» и разбор «5 ошибок, которые совершает каждый в минимализме» Записи прямых эфиров Обои на рабочий стол для телефона Еженедельная вдохновляющая рассылка Stay Simple и многое другое
Чат-бот Minlife
Рабочая тетрадь «Минимализм как инструмент изменения жизни» и разбор «5 ошибок, которые совершает каждый в минимализме» Записи прямых эфиров Обои на рабочий стол для телефона Еженедельная вдохновляющая рассылка Stay Simple и многое другое

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: