fbpx

Почему покупки не делают нас счастливее

Время чтения: 3 мин
Почему покупки не делают нас счастливее

Каждый день мы что-то покупаем. В этих покупках мы отчаянно ищем гармонию, безопасность, признание, реализацию. Кто-то стремится создать как можно больше запаса необходимого продовольствия, другие часами зависают в онлайн-магазинах в поисках “того самого платья”. Человек, который живет в гармонии со своими тратами – большая редкость. И это неспроста. 

Система говорит нам: “Чем больше у тебя денег, тем в большей ты безопасности”.

В обществе, высшей ценностью которого является приобретение частной собственности и извлечение прибыли, где ваш доход приравнивается к значению вашей жизни и открывающимся перспективам вашим детям, желание обладать как можно большим количеством вещей вполне естественно и нормально. Мы стремимся не получать знания, а обладать дипломами. Не любить, а быть любимыми. 

Так могло бы продолжаться еще долго, если бы не технический прогресс 20 века, последствия которого мы наблюдаем сегодня, и уверена, еще оценят наши потомки. То, что мы делаем с планетой, и то, как сильно по нам бьют экономические кризисы, заставляют некоторых из нас задуматься – а туда ли мы идем? Так и начали появляться минималисты в больших количествах, чем раньше. 

Эти люди намеренно отказываются от бездумных покупок. Они могут отлично зарабатывать и не стремиться к приобретению недвижимости, предпочитая аренду. Они вкладывают средства в свое развитие, задумываются о том, какой след на планете оставляют, что они едят и каким транспортом пользуются. Звучит прекрасно, но счастливы ли они? 

Несмотря на прогресс, наш мозг остался неизменным 

Каждого из нас окружает столько соблазнов: яркие упаковки, идеально красивые фигуры и точеные черты лица. Они все говорят: “стремись, работай, покупай, и может, однажды ты станешь таким же”. А сами люди, которые активно потребляют и еще активнее это показывают, воспринимаются нами как счастливые, реализованные, идеальные. Только эти впечатления очень ошибочны, хотя и легко объяснимы. 

Хотя прогресс унес нас очень далеко от пещерного человека, наш мозг по сути остался неизменным. В него загружены определенные правила поведения и стимулирующие сигналы. Наш мозг придает большое значение сахару, который он воспринимает как спелость и свежесть; сексуальной привлекательности, которая инстинктами считывается как здоровье и отличные перспективы для потомства. Так было раньше, на протяжении тысячелетий. 

Почему покупки не делают нас счастливее

Сегодня же мы наполнены высокотехнологичными версиями реальности. Они гораздо более привлекательны, чем тот мир, в котором жили наши предки. Социальные сети стимулируют нас “лайками” и похвалой за считанные минуты. Моделей снимают в сочетании с идеальным освещением, профессиональным макияжем и фотошопом. Почти в каждый произведенный продукт добавляют стимуляторы вкуса. Все эти меры преувеличивают естественно привлекательные для нас черты,  в результате наше желание становится необузданным. Желание бесконечно покупать и смотреть социальные сети становятся привычным, но ужасно измождающим. Ведь в реальности оказывается, что за этими стимулами – мыльный пузырь. В продуктах нет никакой пользы, и мы только набираем вес, а кожа портится. После крема морщины не исчезают, а после покупки нового платья не появляется толпа поклонников. 

Предвкушение удовольствия соблазнительнее результата

Ученые обнаружили, что дофамин выделяется не только тогда, когда вы испытываете удовольствие, но и тогда, когда вы его ожидаете. Например, у зависимых азартных игроков всплеск дофамина происходит непосредственно перед тем, как они делают ставку, а не тогда, когда они выигрывают. То есть это еще и гормон мотивации. Всякий раз, когда ваш мозг ожидает вознаграждение, а не фактически получает его, активизируется стимул. Вот почему ожидание результата ощущается намного лучше, чем его фактическое достижение. 

А теперь представьте, что происходит с вами, когда вы постоянно стимулируете себя просмотрами социальных сетей и походами в магазин. Постоянное потребление с научной точки зрения – это всего лишь неконтролируемое потакание своим инстинктам и не более того. Но хорошая новость в том, что любые привычки можно изменить, и люди, придерживающиеся минимализма, делают это. 

Осознанность в потреблении способна изменить ваши нейронные связи 

Когда вы сокращаете воздействие искусственных стимулов, постепенно ощущение удовольствия меняется и становится долговременным. Выработка дофамина, безусловно, остается, но он как бы меняет свою траекторию. Теперь человек радуется не съеденному шоколаду, а отражению в зеркале. Это не значит, что съеденное сладкое не возымеет эффект. Напротив, с более чистыми рецепторами вы ощутите его вкус намного ярче, чем прежде. Но штука в том, что без искусственных стимуляторов вкус манго или яблока покажется вам достаточно сладким, а вот конфеты из упаковки – чрезмерно приторными. 

Такой же эффект будет распространяться на все сферы жизни, а реальность станет намного более привлекательной, чем напичканная ярким светом фантазия. И именно за такой реальностью разглядеть настоящее счастье становится возможным. 

Автор: Лена Половинкина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать о выходе новых статей

Поделиться:

Поделиться vk
Поделиться facebook
Поделиться pinterest
Поделиться twitter
Поделиться tumblr
Поделиться odnoklassniki
Поделиться telegram
Поделиться whatsapp

2 комментария к “Почему покупки не делают нас счастливее”

    • Ксения, спасибо за правки. Мне понравилось 🙂 Напишите в аккаунты проекта или на почту mail@minlife.ru, если вам нравится делать правки. Нам нужен такой человек!

Оставьте комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: