Парадоксальное, казалось бы, многообразие проявлений минимализма в искусстве характеризуется двумя основными чертами — простотой видов и форм выражения, а также “дословным”, буквальным подходом к отражению реальности в произведении искусства.
Простота видов и форм выражения проявляется в немногословии литературных произведений, простых конструкциях предложений в тексте. В стремлении выразить большее при помощи меньшего. В качестве примера — стихотворение Всеволода Некрасова:
Погоди
я посмотрю
как идут
облака
как идут дела
_______Игры-марафоны, курсы, гайды, телеграм-канал с различными ветками обсуждений. Мы собрали все о минимализме в одном месте!
Станьте участником Клуба Минималистов. Подробности здесь.
_______
Малый набор слов и простая структура стиха становятся проводниками смысла. Причем понимание у каждого будет индивидуальным. В некотором роде это путь к себе, возможность понять себя, свой способ чувствовать и жить. И здесь минималистичное творчество раскрывается на совершенно ином уровне. Выражение смысла и значения текста напрямую не зависит от количества использованных выразительных средств.
Действительно важные вещи понятны без слов
Но как часто бывает, слова выходят на первый план и какие-то произведения могут не нести смысла совсем. Это чем-то похоже на обычный шум, просто раздражающий набор звуков. Мы стараемся закрыть окно, чтобы в комнате стало тише.
Авторы, творящие в минималистичном стиле, дают читателю возможность быть в мире с собой. Воспринимая простые средства выражения, проще и самому начать думать и понимать. Это касается не только тех творцов, которые выбрали для себя в качестве стиля творчества минимализм. Но и тех, кто прибегал к такому способу творчества эпизодически, осознанно или нет.
В простых образах литературных миров Антуана Де Сент-Экзюпери при чтении мы можем увидеть и почувствовать весь спектр эмоций. Люди, возводящие храм, мудрец-геометр, караван, оазис, стены замка — в этих и других образах заключены сила и слабость, стремление к росту и развитию и желание остановиться и задуматься, любовь и гнев, смех и молчание, слезы и радость. Образы архетипичны, а сюжеты просты. В них нет какой-то сложной композиции и интриги. Все очень понятно и предсказуемо, но этого и достаточно.

Многослойность и сложная структура текста уступают место смысловой многослойности. Красочное описание, богатое метафорами и эпитетами отходит на второй план. Ведущая роль отводится простым, но значимым образам, описанным буквально и встроенным в простые жизненные сюжеты. “Смысл вещей, а не сами вещи значимы для человека”, делает вывод Экзюпери. Смысл вещей, а не сами вещи… Не такое ли кредо избирает для себя минималист?
Смысловая многослойность в противовес многослойности внешней предполагает осознанность. При чтении осознанность становится упражнением. Развивая себя таким образом, мы можем привнести осознанность и в другие сферы нашей жизни. Литература — путь к себе, к гармонии с собой и с внешним миром. Простые слова и речевые конструкции, простые образы и ситуации — ступени.