«Я — строитель отношений», — так говорит о себе Джоан Ганг, основательница архитектурного бюро Studio Gang. И это не намек на сводничество или откровение о личной жизни, а философия дизайна, которой придерживается студия под руководством Джоан.

Главная особенность Studio Gang — в тщательном изучении взаимоотношений между людьми, сообществами, инфраструктурами и окружающей средой и последующей интеграции этих знаний в здания и публичные пространства родного Чикаго, делового Нью-Йорка и остального мира.

Studio Gang
Джоан Ганг

Джоан Ганг родилась в семье инженера-строителя и с детства наблюдала за метаморфозами, которым подвергались ландшафты и городские пространства. Это определило не только ее интерес к архитектуре, но и чуткость к контексту творчества: к пространству. В работах студии Gang можно проследить как попытки вписать окружающую среду в здания — через материалы, конструкции, формы — так и стремление вписать здания в окружающую среду, влить их в городское пространство и в жизни обитателей города.

Именно поэтому Джоан, закончив Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне и Высшую школу дизайна в Гарварде и поработав в архитектурных бюро Нидерландов и Франции, вернулась в родной Чикаго. Муж и коллега Ганг, Марк Шендел, признает, что с таким послужным списком Джоан с радостью приняли бы в Лос-Анджелесе или Нью-Йорке, но она предпочла работать с менее претенциозной площадкой, которая действительно нуждалась в новых идеях и свежей крови:

«У нее были знания о городе и о людях в округе — казалось, что Чикаго как бы варился в собственном соку и последние лет двадцать был довольно сонным в архитектурном плане, и она видела этот нетронутый потенциал в городе».

Первым ее проектом в родном штате стало здание театра Старлайт (Starlight Theatre) — постройки для спектаклей практически на открытом воздухе со складывающейся крышей, в летние ночи превращающейся в место для наблюдения за звездами.

Studio Gang
Starlight Theatre
Studio Gang
Крыша театра поднимается, открывая взгляду небо

Многие проекты Джоан разрабатывает для «архитектурных пустынь», как она сама их называет — районов, отрезанных от архитектурных новшеств и лишенных возможности приобщиться к вдохновению:

«Некоторые слои населения лишены доступа к архитектуре. Странно думать об этом, ведь архитектура может действительно изменить твою жизнь, особенно если воздействует на тебя в юном возрасте».

Идея приобщать людей к архитектуре нашла воплощение в том числе в одном из чикагских проектов студии Gang — Центре социальной справедливости Arcus в Каламазу, штат Иллинойс.

Центр социальной справедливости Arcus

Arcus — это оплот поддержки прав человека и социальной справедливости. Здесь обсуждаются идеи, вынашиваются проекты, собираются инициативные группы, взращиваются будущие борцы за права и адвокаты равенства. Идея здания Arcus — в том, чтобы объединять людей. Когда бюро Джоан обдумывало проект, одним из главных для брейнсторминга стал следующий вопрос: какие элементы помогут собрать людей вместе?. Ответом на него стала просторная общая кухня и камин, вокруг которого можно собраться, чтобы поделиться идеями в спокойной, уютной обстановке.

Внешний облик постройки тоже отвечает идее связанности — крылья здания расходятся в три стороны и тянутся одновременно к жилому кварталу, кампусу местного колледжа и небольшой рощице. Стены центра Arcus следуют плавным вогнутым линиям и выполнены в своеобразной технике: цемент вместо привычного камня держит поперечные спилы деревьев. Это решение очень экологично — оно запирает углекислый газ внутри стен здания, очищая воздух как в помещении, так и снаружи. К тому же здание прекрасно вписывается к окружающий ландшафт, а вечером на нем загораются маленькие круглые окна-иллюминаторы.

Как признается Джоан Ганг, создать такой проект, который не просто собирал бы людей внутри себя, а именно объединял их, — это вызов; однако осуществить это в одноэтажном здании гораздо проще, чем выстроить связи между людьми по вертикали — в  многоэтажном жилом доме.

Небоскреб «Аква Тауэр»

Небоскребы воспринимаются в основном как нечто холодно-деловое, даже если это не офисные здания, а жилые комплексы — строгие линии и материалы ли тому виной или вертикальная организация пространства, когда соседи видят друг друга только в лифтах. Студия Gang взяла на себя задачу спроектировать небоскреб, который бы стал площадкой для взаимодействия живущих в нем людей. Идеальным решением стала необычная конструкция балконов — волнообразные и меняющие кривизну от этажа к этажу, они дают возможность видеть, что происходит несколькими метрами ниже, и позволяют завести непринужденный разговор с соседом, не выходя в холл и не катаясь в лифте.

Изгибы балконов определены не фантазией заказчика — при проектировании внешнего облика здания студия ориентировалась на потоки ветра. С помощью 3D-моделирования архитекторы изучили направление воздушных потоков в разные сезоны и создали конструкцию, которая бы максимально разбивала ветер, создавая комфортные условия для жильцов небоскреба. Это не единственное здание бюро Gang, которое спроектировано с такой внимательностью к процессам, протекающим в природе: студия использовала технологию «солнечной резьбы» (solar carving) при проектировке этого офисного здания на Манхэттене, которое еще только предстоит воплотить в жизнь. Расчет траекторий солнечных лучей в разное время суток помог создать кристаллоподобное здание, которое будет отбрасывать минимальную тень, что благотворно скажется на жилых домах, парках и общественных местах, расположенных неподалеку.

Однако уникальность небоскреба «Аква Тауэр» не только в его тонкой интеграции с окружающей средой, но и в возможности создать и поддерживать сообщество в такой, казалось бы, не располагающей к взаимодействию архитектурной форме. Помимо удобного взаиморасположения балконов, архитекторы предусмотрели еще одну связующую активность: у небоскреба имеется «зеленая крыша» — одна из самых высоко расположенных.  Работа в общем саду на крыше сближает людей и помогает сформировать экосистему внутри одного жилого здания. Джоан то ли шутя, то ли серьезно отмечала, что благодаря саду и балконам некоторые жильцы «Аква Тауэр» нашли свою любовь.

Тема связующего звена, общественного «гнезда», места-копилки идей проходит через многие проекты студии Gang. Не так давно архитектурное бюро представило законченное общежитие для Чикагского университета, которое выступает сердцем университетского комплекса.

Северное общежитие кампуса Чикагского университета

Общежитие Чикагского университета, спроектированное Studio Gang, никоим образом не напоминает те общежития, что мы привыкли себе представлять. Однако дух студенческой коммуны: сплоченность, возможность обмениваться опытом, осуществление различного рода активностей — от академических до рекреативных, и все это не вылезая из пижамы — студия сохранила и донесла, по пути приумножив на четыре. Именно столько тонких, высоких, будто бумажных зданий занимает общежитие.

Они задумывались как связующее звено между кампусом и внешним миром, поэтому включают в себя как жилые помещения, читальные залы и прочие необходимые для учебы пространства, так и магазины, ресторанчики и зеленые площадки. Стены зданий слегка искривлены, будто небрежно набросаны студентом от руки на подвернувшемся конспекте. Изгибы и дуги повторяются и во внутреннем дизайне общежитий. Строения объединяют студентов, профессоров, гостей кампуса и просто случайных прохожих, создавая множество территориальных возможностей для взаимодействия.

Жилые помещения делятся на трехэтажные блоки, каждый из которых имеет отдельные пространства для готовки, отдыха и подготовки к учебе, однако есть в здании и места, которые позволяют студентам собраться всем вместе. Одним из них является читальный зал на верхнем этаже, откуда открывается чудесный вид на город, кампус и озеро Мичиган.

Необычные геометрические решения, отражающие природные процессы, —  как можно заметить, один из излюбленных приемов Studio Gang. Следующий проект на реке Чикаго интересен тем, что при его проектировании архитекторы воплотили в очертаниях здания его цель и предназначение, выраженные через движение.

Лодочный домик Элеанор в парке 571

За реку Чикаго, некогда загрязненную и заросшую, сейчас идет эко-битва. Студия Джоан Ганг привнесла свой вклад в превращение реки в место отдыха и оздоровления для жителей города, спроектировав два лодочных домика — домик WMS в Кларк-парке и домик Элеанор в парке с благозвучным названием 571. Последний стал пристанищем для местных школьных и университетских команд по гребле и лодочных клубов и организаций. Спортсмены собираются в домике Элеанор круглый год для тренировок, тимбилдинга и прочих активностей: в домике функционирует пространство для внеклассных занятий, которое также активно используется. «Лодочные домики на реке Чикаго — часть нового взгляда на реку с позиций заботы об окружающей среде. Сделав берег реки местом для отдыха, мы надеемся дать толчок к заботе и разумному управлению восстановлением реки, а также оздоровить сообщество, окружающее ее», — говорит сама Джоан.

Необычные зигзагообразные линии здания продиктованы ритмикой гребли и призваны вдохновить жителей Чикаго если не на занятие этим благородным спортом, то хотя бы на командную работу, которую символизирует гребля. Окна здания выходят на юг, что обеспечивает дополнительное освещение без энергетических затрат. Красивым контрастом с темно-серым оцинкованным фасадом выступает градиентное зеленое оконное стекло на южной стороне дома — оно как бы вплавляет геометрию здания в естественность реки.

Studio Gang продолжает творить в Чикаго, Нью-Йорке и по всему миру (например, не столь давно студии поручили спроектировать посольство США в Бразилии). Если вам близки идеалы студии и самой Джоан Ганг, посмотрите на некоторые из будущих проектов бюро —  например, жилой небоскреб в Сан-Франциско, следующий по стопам «Аква Тауэр» в своей внимательности к воздушным потокам и природному окружению; новое здание для Музея естественной истории в Нью-Йорке, покоряющее одновременно футуристичными и доисторическими сводами и арками, или даже здание Академии глобального гражданства.

©

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: