Слишком много всего сейчас. Рекламы – слишком, картинок – слишком, текста кругом – тоже слишком. Человек, который раньше, вырвавшись из всеобъемлющего дефицита, хотел потреблять (и как можно больше!), сегодня все чаще утомленно отворачивается от всякой чрезмерности. Выбирает минимализм. Хочет тишины вместо информационного шума. Разумеется, речь идет не о каждом человеке, и не каждый выберет для себя минимализм. Но, думаю, многие уже ощутили на себе гнет чрезмерности.

Вспоминается фраза о том, что если что-то переживает пик своей популярности, то оно скоро обязательно пойдет на спад. Я вспоминаю ее каждый раз, когда вижу гипер-популярность чего-либо. До недавнего времени такой гипер-популярностью пользовалось потребление, сейчас популярность перешла на избавление от лишнего и минимализм.

Что будет после того, как мода на минимализм пройдет?.. Пока неизвестно, однако хочется надеяться, что люди, открывшие для себя осознанную жизнь и минимализм в теперешнюю эру моды на них, останутся при этих взглядах и потом, когда мода закончится. Согласитесь, осознанная жизнь – тренд полезный. И даже в некоторой степени необходимый сейчас, когда фильтровать нашему мозгу нужно много.

Фильтровать то, что мы читаем, что слушаем, что смотрим – в общем, что впускаем в свою голову и позволяем этому становиться частью жизни.

Информационный шум: откуда?

Телевидение и интернет – два главнейших источника информационного шума. Перещелкивание с канала на канал, переключение с вкладки на вкладку, прыгание с ролика на ролик или со статьи на статью. Наверняка, вы замечали, что пару часов такого времяпрепровождения нереально утомляют. Почему? Всему виной все тот же шум – визуальный, графический, информационный.

Рекламный шум. Он существует и влияет на нас – и на улицах, и в интернете. Даже если нам кажется, что рекламу мы не видим (развилась так называемая «рекламная слепота»), мозг все равно обрабатывает увиденное.

Картинка про рекламный шум в яндексе

Радио. Даже если вы не слушаете его дома, это не спасет от него в общественных местах.

Журналы, газеты, книги. Море букв, а в первых двух – еще и море рекламы.

Улицы, транспорт. Есть ли в вашем городе хотя бы одна улица, где нет засилья вывесок или другой рекламы? И даже если ее немного, указатели, таблички с названиями улиц, объявления, карты маршрутов и расписание на остановках – пусть временами и полезный, но все тот же визуальный шум!

Общение. Пустые разговоры, вынужденные контакты в общественных местах, да по сути любые разговоры, в том числе телефонные.

Нет, я не о том, что все это (хотя бы тоже общение) – плохо. Нет. Но для мозга все перечисленное – шум, который он перерабатывает постоянно. За 1 день и даже за 1 час через мозг проходят немыслимые объемы информации. И иногда абсолютно ничего не значащей.

Полностью исключить информационный шум из своей жизни нереально. Но фильтровать и ограничивать его объемы – можно.

Капля воды

Как спасаться от информационного шума? Мои способы

  • Отказ от телевизора

Мой первый способ – это отказ от телевизора. Полностью и бесповоротно (это еще и время экономит). Я перестала смотреть телевизор больше 10 лет назад – и до сих пор ярко помню то колоссальное чувство чистоты мозга после того, как я отказалась от него. И наоборот: сейчас после вынужденного присутствия вблизи работающего телевизора (в гостях, в парикмахерской) ощущаю, насколько быстро захламляется голова.

  • Меньше новостей

Я практически не читаю новости. Метод радикальный, не спорю. И вряд ли можно его советовать. Если честно, когда я только перестала их читать (а не смотрела с тех пор, как отказалась от телевизора), то думала, что попаду в какой-то информационный вакуум. Но потом оказалось, что важная информация и так ко мне стекается: через мужа, подруг, родственников. Ну а если какая-то информация ко мне не попала, то … вероятно, для меня она и не обязательна.

  • Читать внимательнее и только по нужной теме

Постепенно я отказываюсь от привычки читать по диагонали и прыгать по вкладкам и ссылкам. Недавно узнала о том, что существует такой феномен: в интернете читатели превращаются в «листателей» — переходим по гиперссылкам с одной страницы на другую, иногда не прочитав и двух абзацев. А ведь лучше внимательно изучить 1-2 статьи, чем за полминуты выхватить что-то из 10 разных. Как и с одеждой, здесь можно посоветовать одно: выбирать качество, а не количество.

  • Дни или часы без визуального шума

Иногда устраивайте себе день без интернета, телевизора, компьютера. Если нет возможности, то пусть это будут хотя бы несколько часов. Чтобы целиком отгородиться от информационного шума, можно отправиться на природу. Даже часовая прогулка очищает мозг.

Спасаться от информационного шума хорошо на природе

  • Поменьше развлекательных картинок и сайтов

Ну тут все понятно.

  • Меньше рекламных проспектов, листовок, визиток

В рамках спасения от рекламного шума я почти никогда не беру листовки в магазинах. Исключения случаются, но ооочень редко

  • Отказ от многозадачности

Это только кажется, что справимся быстрее, если будем одновременно говорить с подругой, отвечать в соц. сети, слушать музыку и выбирать на 5 разных сайтах, какой фильм посмотреть вечером. На самом деле ни одна из задач не будет решаться качественно. Да и мозг скорее устанет.

  • Не создавать шум

Спам, лайки и репосты из вежливости, тонны фотографий по каждому чиху, ежечасное обновление статусов. Порой начинает казаться, что слово в интернете вообще не имеет какой-либо ценности.

  • Просить выключить  или сделать потише

Да, это тоже вариант. Если нет возможности выключить нервирующую музыку или передачу, то можно попросить сделать ее потише – и дома, и в общественных местах. Лично мне дважды доводилось просить убавить звук в маршрутках из-за просто дико громкого шансона (тут шум прямо-таки двойной – и информационный, и реально бьющий по ушам). В первом случае на меня немного покосились, но молча, а во втором – убавили звук и даже извинились. Наверное, иногда человек может поступать так не из вредности, а действительно не понимая, что создает неудобства другому – и простая просьба меняет дело.

  • Следить за визуальным шумом

Познакомилась с этим подходом вот здесь – это статья дизайнера Анны Пономаревой о том, как она избавляется от «брендированного» шума. Анна удаляет все этикетки с косметики и продуктов, создавая у себя дома графическое спокойствие: «конкурентов, пожалуйста, перекрикивайте в магазине, а дома прошу переобуться в мягкие тапки». – пишет она.

Косметические баночки без этикеток как способ избавиться от визуального шума
Мой маленький эксперимент;-)

Способ хорош. Но вот с чем столкнулась я: иногда на этикетке указана важная информация (как наносить, сколько держать на себе, срок годности в конце концов) – и, если средство, может расходоваться долго, то ее легко и забыть, а заводить отдельную тетрадку или файл и заносить туда эту информацию – для меня слишком большая заморочка. Ну а во-вторых, далеко не каждая этикетка сдирается без следов липкого клея (уж лучше наклейка с буквами, чем каждый раз липкие пальцы). И не каждая сдирается вообще – к примеру, на зубной пасте вся информация бывает напечатана прямо на тюбике.

Вот так я спасаюсь от информационного шума. А страдаете ли от него вы? Как справляетесь?

Автор: Евгения Изотова

©

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: